Gelioxis.ru
Значения слова логика Процесс познания Мышление Понятие Существенные и несущественные признаки Понятие и его признаки Содержание и объём понятия Обобщение и ограничение понятий Виды понятий Отношения между понятиями Деление понятий Определение понятий Определение понятий Правила определения понятий Приёмы, заменяющие определение Суждение Суждение Деление суждений Распределённость терминов в суждениях Отношения между суждениями Законы Основные законы логики Закон тождества Закон противоречия Закон исключённого третьего Закон достаточного основания Умозаключение Умозаключение

Процесс познания. Этапы познания

Логика изучает вопросы, касающиеся процесса познания. Логика имеет дело с мышлением, как орудием познания. Логика изучает не вообще мышление, а мышление, целью которого является познание, истина.

Истина есть отражение действительности в нашем сознании.

Человек является познающим, а действительность — познаваемой. Познание действительности связано с ощущениями, восприятием, живым созерцанием, с тем, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем и т. д. Таковы, например, наши знания о том, что сегодня солнечная погода, подброшенный в воздух камень упал, эта роза красная и т. д. Живое созерцание даёт нам знания о внешних, поверхностных свойствах предметов и явлений действительности.

Чувственные восприятия, живое созерцание — необходимая ступень познания, его первая ступень. Оно даёт материал всему нашему знанию: все наши знания о действительности питаются теми данными, которые доставляются чувственными восприятиями. Наука не может, конечно, удовлетвориться таким знанием. Настоящее знание — это знание о сущности явлений, о внутренних связях между явлениями, о законах явлений. Чувственное восприятие, живое созерцание никогда не даёт и не сможет дать знаний о том, что вода состоит из водорода и кислорода и что водород и кислород связаны определённой закономерной связью, что молния и гром связаны причинной связью, что камень падает на землю по закону тяготения и т. д. Если бы живое созерцание могло дать нам такое знание, тогда оказались бы излишними всякое научное исследование, всякая наука, мы бы смогли тогда воспринять не только прозрачную жидкость (воду), но и состав и закон состава этой жидкости; мы бы созерцали не падение камня, но и закон тяготения.

Живое созерцание не способно дать нам знание о сущности вещей, о внутренних связях и законах явлений. Такое знание достигается только мышлением. Мышление опирается на данные живого созерцания, оно сравнивает данные живого созерцания, выделяет из них то, что является главным, существенным в явлении, абстрагируется от того, что является незначительным, несущественным для явления.

Цель познания — сущность, закон явления. Мышление открывает сущность, закон явлений на основе изучения данных в живом созерцании. С помощью мышления мы заключаем от данного непосредственно к тому, что непосредственно не дано, от явления к сущности, от фактов к закону.

Только на основе живого созерцания мы бы знали, что солнце восходит и заходит; только с помощью мышления мы заключаем, что земля движется вокруг солнца.

Таким образом, живое созерцание — только первая ступень в процессе познания; вне этой ступени познание не может начаться и, конечно, не может осуществиться. Только мышление способно выполнить основную цель познания, мышление, которое представляет собой опосредствованное и обобщённое отражение предметов, связей и отношений действительности.

Чувственность не только первая ступень в процессе познания действительности, но и первая в процессе развития сознания; мышление выступает в процессе познания не только после чувственности, но оно возникает в процессе развития сознания на основе чувственности.

Чувственные восприятия отражают явления так, как они существуют; но общее, закон, внутренние связи между явлениями не даны непосредственно чувственному восприятию. С помощью мышления мы, сравнивая данные живого созерцания, производим суждения, выражая признаки предметов и явлений, и создаём понятия; связываем суждения и делаем выводы об отношениях и связях реальной действительности.

Но этим ещё не кончается процесс познания действительности. Остаётся нерешённым ещё один вопрос: с помощью мышления мы открываем общее, сущность, закон явлений, раскрываем связи между явлениями и полагаем, что понятия, созданные мышлением, глубже отражают действительность, что они на самом деле отражают сущность явлений. Так ли это на самом деле? Истинно ли то заключение, которое мы сделали с помощью мышления на основании данных живого созерцания?

Для решения этого вопроса мы обращаемся к практике, как единственному критерию истины. Практика должна решить, насколько верно отражают наши мысли реальную действительность.

Таким образом, путь познания таков: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а отсюда к практике.